|
Говорят, что театр начинается
с вешалки - керченский, начинается с раскопок"
Валентин Коваленко.
Руководитель античного театра .
Блеск и нищета Античного театра
Н
аверное, нет в Керчи жителя, который бы на вопрос: "Где у вас в городе театр?",
не указал бы на здание театра им.Пушкина. Действительно, это здание известно всем.
Оно поистине украшает город. Но кто из керчан правильно ответит на другой вопрос:
"А есть ли в Керчи театр?" Наверное таких наберется немного, потому что у нас давно уже привыкли
считать здание и театр одним и тем же. А ведь это совсем не так! Для того,
чтобы иметь в городе свой театральный коллектив, мало иметь здание. Нужны
еще и актеры, причем хорошие. Справедливости ради нужно сказать, что и
коллективы театральные в городе имеются, и актеры хорошие есть, даже
талантливые. Но вот парадокс: городского театра нет! И сказать, что
керчане не любят театр, - значит грешить против истины. Посмотреть на
заезжих актеров приходит много зрителей. К сожалению Керчь так и осталась
до сегодняшнего дня обделенной. У Советской власти сил хватило только на
здание театра. Но сама театральная жизнь в этом театре так, почему-то, и
не зачалась. Из крупных городов в Крыму только Керчь и Феодосия не
"театральные" города. Севастополь и Симферополь имеют по нескольку
театров. Но дело не в количестве, а в культуре, которая там и тут
разительно отличается. Справедливости ради нельзя не отметить, что в Керчи
всегда находились люди, которые брались вкатить этот Сизифов камень на
вершину официального статуса, но результат был и остается один и тот же.
Камень, простите театр, по-прежнему там же, на уровне самодеятельности.
Почему? Потому, что существует целый ряд принципиальных и трудноразрешимых
проблем. А говоря нормальным, а не канцелярским языком, тратить на
театр хоть какие-то деньги город не хочет, авось сам как-нибудь...
Но речь ведь идет не о дорогостоящем предприятии, а о
небольшой труппе, которая и так существует практически на свои средства
уже три года. Требуется всего лишь символическая помощь, которая показала
бы, что театр нужен не только энтузиастам, а городу. Самое главное, что
база для городского театра уже есть - это самодеятельный театр античной
драмы и комедии "Олимп". Коллектив очень молод, но успел себя
зарекомендовать. Три года назад керчане впервые познакомились с ра ботой
этого коллектива у под ножья Митридатской лестни цы. Это была постановка
не большой одноактной пьесы "Деметра". За это время Ан тичным театром
поставлено около десятка спектаклей и небольших постановок. Акте ры стали
обязательными участниками городских празд ников и мероприятий. Их фо
тографии опубликованы в рек ламных проспектах, посвя щенных Керчи. О
творческой работе актеров и режиссеров этого театрального коллекти ва
известно далеко за преде лами Украины. Они были геро ями газетных
публикаций и те лепередач центральных средств информации. Спра шивается,
что нужно еще, что бы на коллектив обратили внимание те люди, в чьи про
фессиональные обязанности входит не только развитие уровня благосостояния
горо да, но и состояние внутренне го мира души его жителей? Вот-вот в
Керчи начнется второй театральный фестиваль "Боспорские агоны".*В прошлом
году на первом фестивале античный театр был представлен пьесой "Эзоп".
Любительский коллектив вы- ступал на фоне профессиональных театральных
трупп и снискал не только уважение за смелость, но и высокую похвалу за
мастерство. Актеры были награждены дипломами, а ведущий актер театра
Александр Бирюк был удостоен приза за лучшую роль. Это немалое достижение
для всей городской культуры. Но отзвучали торжественные речи, розданы были
дипломы и призы, приезжие театры разъехались, а Античный театр вновь
остался наедине со своими трудностями. Единственное приятное событие
организовал директор ГДК Станислав Мартюк. Он предоставил сцену театра
самодеятельному коллективу. До этого актеры репетировали в картинной
галерее, городской фильмобазе, клубе интерната, в других случайных
помещениях. Единственно достойное помещение было предоставлено
руководством клуба торгового порта, но и это, согласитесь, не театр! И вот
теперь сцена настоящего театра, радоваться бы да и только, но... Городской
Дом культуры - это еще не театр. У него, как и у всей культуры, свои
немеренные трудности. Каждая лампочка, освещающая сцену, отдавалась болью
в сердце директора. Ведь нужно было самому искать средства, как погасить
долг за электроэнергию. А сам самодеятельный театр оплатить ее не в
состоянии. Но коллектив оправдал эти расходы? Упорно, с самоотдачей, тратя
последние копейки из бюджета семьи, актеры собирались на репетиции. И был
ими создан профессиональный спектакль "Лисистрата". Это сатирическая
версия пьесы Аристофана "Лисистрата", написанная Леонидом Филатовым и
блестяще поставленная новым режиссером Античного театра Романом Рогозой.
Премьера этого спектакля для керченских зрителей уже состоялась. В
спектакле приняли участие актеры Татьяна Бородач, Валерий Кокалов, Сергей
Худяков. Этих актеров керчане знают довольно хорошо. С них начинался
Античный театр. Но появились и новые имена: профессиональная актриса Елена
Полюшкина, Юлия Вородимова, Оксана Лях. Спектакль "Лисистрата" будет
показан на фестивале "Боспорские агоны", и мы уверены, что он произведет
должное впечатление
на именитых
соперников и членов жюри. Вот только одно смущает: наш город становится
центром международного фестиваля, а сами керчане не имеют собственного
театра. Город растет, хорошеют его улицы, преображается его архитектурный
облик, но не фасад ли все это? А что там, куда не заглянешь? Что в душах
горожан? Когда и чем залечатся раны, нанесенные войной, Афганистаном,
перестройкой, реформами, наконец! Подростки вымещают свою духовную
ограниченность на автобусных остановках "европейского образца". Но стоит
ли этому удивляться? Может, нам еще рано в Европу? Там, похоже, не забыли,
кто и когда ходил в шкурах, как дикарь, а где в это время были первые
театры, поэтому и относятся к нам со снисхождением. А мы точно уже ничего
не помним и не хотим помнить. Поэтому пока есть Античный театр, он будет
напоминать о великом культурном периоде в истории нашего города, и пусть
ему в этом помогут Олимпийские боги, потому что больше пока ему за помощью
обратиться не к кому.
Городская газета "Керченский
рабочий"
24 июня 2000г.
Валентин
Коваленко
руководитель театрального
коллектива
г.Керчь
|
|