Боспор

На главную

Назад

 

 
< Античный театр >

Говорят, что театр начинается с вешалки - керченский, начинается с раскопок"

Валентин КоваленкоРуководитель античного театра .

    Блеск и нищета Античного театра
Н аверное, нет в Керчи жителя, который бы на вопрос: "Где у вас в городе театр?", не указал бы на здание театра им.Пушкина. Действительно, это здание известно всем. Оно поистине украшает город. Но кто из керчан правильно ответит на другой вопрос: "А есть ли в Керчи театр?" Наверное таких наберется немного, потому что у нас давно уже привыкли считать здание и театр одним и тем же. А ведь это совсем не так! Для того, чтобы иметь в городе свой театральный коллектив, мало иметь здание. Нужны еще и актеры, причем хорошие. Справедливости ради нужно сказать, что и коллективы театральные в городе имеются, и актеры хорошие есть, даже талантливые. Но вот парадокс: городского театра нет! И сказать, что керчане не любят театр, - значит грешить против истины. Посмотреть на заезжих актеров приходит много зрителей. К сожалению Керчь так и осталась до сегодняшнего дня обделенной. У Советской власти сил хватило только на здание театра. Но сама театральная жизнь в этом театре так, почему-то, и не зачалась. Из крупных городов в Крыму только Керчь и Феодосия не "театральные" города. Севастополь и Симферополь имеют по нескольку театров. Но дело не в количестве, а в культуре, которая там и тут разительно отличается. Справедливости ради нельзя не отметить, что в Керчи всегда находились люди, которые брались вкатить этот Сизифов камень на вершину официального статуса, но результат был и остается один и тот же. Камень, простите театр, по-прежнему там же, на уровне самодеятельности. Почему? Потому, что существует целый ряд принципиальных и трудноразрешимых проблем.  А говоря нормальным, а не канцелярским языком, тратить на театр хоть какие-то деньги город не хочет, авось сам как-нибудь...

актеры

Но речь ведь идет не о дорогостоящем предприятии, а о небольшой труппе, которая и так существует практически на свои средства уже три года. Требуется всего лишь символическая помощь, которая показала бы, что театр нужен не только энтузиастам, а городу. Самое главное, что база для городского театра уже есть - это самодеятельный театр античной драмы и комедии "Олимп". Коллектив очень молод, но успел себя зарекомендовать. Три года назад керчане впервые познакомились с ра ботой этого коллектива у под ножья Митридатской лестни цы. Это была постановка не большой одноактной пьесы "Деметра". За это время Ан тичным театром поставлено около десятка спектаклей и небольших постановок. Акте ры стали обязательными участниками городских празд ников и мероприятий. Их фо тографии опубликованы в рек ламных проспектах, посвя щенных Керчи. О творческой работе актеров и режиссеров этого театрального коллекти ва известно далеко за преде лами Украины. Они были геро ями газетных публикаций и те лепередач центральных средств информации. Спра шивается, что нужно еще, что бы на коллектив обратили внимание те люди, в чьи про фессиональные обязанности входит не только развитие уровня благосостояния горо да, но и состояние внутренне го мира души его жителей? Вот-вот в Керчи начнется второй театральный фестиваль "Боспорские агоны".*В прошлом году на первом фестивале античный театр был представлен пьесой "Эзоп". Любительский коллектив вы- ступал на фоне профессиональных театральных трупп и снискал не только уважение за смелость, но и высокую похвалу за мастерство. Актеры были награждены дипломами, а ведущий актер театра Александр Бирюк был удостоен приза за лучшую роль. Это немалое достижение для всей городской культуры. Но отзвучали торжественные речи, розданы были дипломы и призы, приезжие театры разъехались, а Античный театр вновь остался наедине со своими трудностями. Единственное приятное событие организовал директор ГДК Станислав Мартюк. Он предоставил сцену театра самодеятельному коллективу. До этого актеры репетировали в картинной галерее, городской фильмобазе, клубе интерната, в других случайных помещениях. Единственно достойное помещение было предоставлено руководством клуба торгового порта, но и это, согласитесь, не театр! И вот теперь сцена настоящего театра, радоваться бы да и только, но... Городской Дом культуры - это еще не театр. У него, как и у всей культуры, свои немеренные трудности. Каждая лампочка, освещающая сцену, отдавалась болью в сердце директора. Ведь нужно было самому искать средства, как погасить долг за электроэнергию. А сам самодеятельный театр оплатить ее не в состоянии. Но коллектив оправдал эти расходы? Упорно, с самоотдачей, тратя последние копейки из бюджета семьи, актеры собирались на репетиции. И был ими создан профессиональный спектакль "Лисистрата". Это сатирическая версия пьесы Аристофана "Лисистрата", написанная Леонидом Филатовым и блестяще поставленная новым режиссером Античного театра Романом Рогозой. Премьера этого спектакля для керченских зрителей уже состоялась. В спектакле приняли участие актеры Татьяна Бородач, Валерий Кокалов, Сергей Худяков. Этих актеров керчане знают довольно хорошо. С них начинался Античный театр. Но появились и новые имена: профессиональная актриса Елена Полюшкина, Юлия Вородимова, Оксана Лях. Спектакль "Лисистрата" будет показан на фестивале "Боспорские агоны", и мы уверены, что он произведет должное впечатление

бой гладиаторов


жрица     сцена из представления на именитых соперников и членов жюри. Вот только одно смущает: наш город становится центром международного фестиваля, а сами керчане не имеют собственного театра. Город растет, хорошеют его улицы, преображается его архитектурный облик, но не фасад ли все это? А что там, куда не заглянешь? Что в душах горожан? Когда и чем залечатся раны, нанесенные войной, Афганистаном, перестройкой, реформами, наконец! Подростки вымещают свою духовную ограниченность на автобусных остановках "европейского образца". Но стоит ли этому удивляться? Может, нам еще рано в Европу? Там, похоже, не забыли, кто и когда ходил в шкурах, как дикарь, а где в это время были первые театры, поэтому и относятся к нам со снисхождением. А мы точно уже ничего не помним и не хотим помнить. Поэтому пока есть Античный театр, он будет напоминать о великом культурном периоде в истории нашего города, и пусть ему в этом помогут Олимпийские боги, потому что больше пока ему за помощью обратиться не к кому. 

Митридат и дочери
 
     Городская газета "Керченский рабочий"
                        24 июня 2000г.

Валентин Коваленко

 руководитель театрального коллектива

г.Керчь


Hosted by uCoz